Подписка

В рамках Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2020» перед участниками мероприятия выступила директор по управлению персоналом Госкорпорации Ростех Юлия Цветкова. Она подробно остановилась на теме обучения молодых инженеров, которое ведет Госкорпорация: какими должны быть инженеры будущего, что делает Ростех для их подготовки, – и ответила на вопросы, актуальные для начинающих специалистов. 

 

 директор по управлению персоналом Госкорпорации Ростех Юлия Цветкова

 

Кто нам нужен, какими знаниями он должен обладать

По словам Юлии Цветковой, современные российские вузы работают на внутренний рынок, так как мы прошли непростой период 1990-х, да и 2000-х годов, когда инженерная наука, инженерное образование лишилось специалистов, российский рынок инженеров сошел на нет, костяк, работавший в советское время, частично не успел передать знания. Приток молодых специалистов был в частный бизнес, наблюдался рост числа экономистов, юристов, менеджеров – задача восполнения собственной лакуны осталась. При этом у Госкорпорации очень амбициозные задачи на мировом рынке, который диктует стремительные изменения в инженерной среде, скорость освоения новых технологий. 

По словам Юлии Цветковой, для Госкорпорации принципиален вопрос соответствия профиля выпускника вуза, уровня его знаний и навыков тем условиям и требованиям, с которыми специалист столкнется в том или ином конструкторском бюро и на предприятии в контуре Ростеха. Как показывает практика, зачастую такой разрыв присутствует. Решение этой проблемы представляется в настоящий момент первоочередной задачей. «Мир меняется стремительно, и у нас нет времени на раскачку. Например, Сингапур, Шанхай, Тулуза, Австрия, Франция, Германия – в последние годы вузы – партнеры этих городов и стран открыли двери для студентов Корпорации, но они не знают английский язык на уровне С1, времени нагнать нет – очередной год на подготовку потерян. То же происходит с уровнем владения ИТ-программами. А зарубежные стажировки позволят нашему студенту интегрироваться в международную повестку, быть равноправным собеседником», – отметила она.  

Кроме того, выпускник должен не просто владеть определенным предметом, требуется обладать именно теми знаниями и о тех продуктах, которые востребованы на конкретном предприятии или в КБ. 

При подготовке молодых инженеров встает еще одна проблема. «Недостаточно обучать тем программным продуктам, которые используются сегодня. Вы должны понимать, какие программные продукты будут использоваться завтра, что произойдет в рамках цифровой трансформации на горизонте тех лет обучения, которые стоят перед студентом», – подчеркнула Юлия Цветкова. В противном случае возникает опасность, что знания, которые получат выпускники, окажутся устаревшими, а для приобретения новых требуется время.

 

«Мы хотим перейти в позицию формирующих реальность: прогнозировать компетенции инженера, понимать, что нас ждет на горизонте десяти лет, формировать образ будущего специалиста. Только так мы будем понимать, как мы влияем на вызовы и запросы, сможем выстраивать учебную программу», – отметила Юлия Цветкова. При планировании перспективы обучения Госкорпорация, помимо собственного опыта, опирается на стратегические документы с дальнейшим каскадированием на мероприятия, проекты, профессии, специализации, количество специалистов и т.д. В этом процессе Ростех использует, в частности, методы математического моделирования, которые в настоящее время активно прорабатываются совместно с Институтом прикладной математики им. Келдыша. При решении вопросов, связанных с форсайтом компетенций, Ростех опирается на экспертизу Высшей школы экономики по развитию профессий будущего. 

 

Видео

 

Интегрирование наших требований в учебные программы – непростая задача

«Наша задача с нашими пожеланиями и требованиями – интегрироваться в учебный процесс, при этом не разрушить то, что есть, по принципу «не навреди». Здесь важно соблюдать баланс между учебой, работой и нормальной жизнью молодого человека», – отметила Юлия Цветкова.

В плане внесения корректив в учебную программу Ростех тесно взаимодействует с вузами и при необходимости организует дополнительные программы или курсы, которые готов финансировать, оказывает помощь в подборе преподавателей. 

«Нам важно не просто внести какие-то косметические изменения в процесс обучения. но принципиально изменить модель участия в нем Ростеха, инвестировать не в процесс, а в результат», – подчеркнула Юлия Цветкова. Госкорпорация вкладывает серьезные средства в подготовку молодых специалистов, поэтому ориентируется, прежде всего, на определенные критерии эффективности, индикаторы, свидетельствующие о том, в правильном ли направлении ведется работа.

 

 Еще одним принципом, которым руководствуется Ростех при подготовке студентов, является совмещение теоретических знаний и практических навыков, чтобы молодые специалисты, оканчивая вуз, имели уже конкретное портфолио, багаж в виде готовых проектов. Кроме того, начинающий специалист будет уже погружен в производственную среду, будет знаком со спецификой работы конкретного предприятия и трудностей при адаптации на новом месте не возникнет. 

Наставничество

Ростех при подготовке своих студентов практикует такой вид обучения, как наставничество. За студентами закрепляются наставники, работники предприятий Госкорпорации, конструкторы, которые мотивируют будущего инженера, выстраивают его индивидуальную траекторию развития, помогают определиться с жизненными приоритетами, выявляют и помогают развить сильные стороны, выступая, по сути, «играющими тренерами».

«Так формируется не коллектив, а команда. Поэтому мы говорим о важности развития не только индивидуальных компетенций, но и компетенций команды. Вопрос заключается в том, чтобы наставники не боялись передавать знания молодежи, чтобы во взаимодействии рождалось то, что по отдельности не родится точно. И у студента, и у молодого специалиста, и у наставника должны быть мотивация, чтобы работать в такой команде», – пояснила Юлия Цветкова. 

 

Не навыки вместо знания, а и знания, и навыки 

По словам Юлии Цветковой, в настоящее время существует острая потребность в инженерах, которые бы разбирались в инженерном анализе, специалистах-интеграторах, которые работают на стыке разных дисциплин и предметов. «Нам не хватает специалистов в области аддитивных технологий, материаловедения, big-data, нейротехнологий, БПЛА, цифровой трансформации, компетенции РЭК. И мы хотим развивать это внутри Корпорации, так как внутри Корпорации есть очень сильные компетенции в этих областях и нам важно, чтобы они передавались дальше. Так будет формироваться новая инженерная производственная среда. Поэтому Ростех в рамках Корпоративной сетевой академии к концу года разрабатывает как минимум три программы по наращиванию технических навыков, так называемых hard skill», – рассказала она.

При этом, выстраивая процесс обучения (школа – вуз – корпоративное обучение – международные стажировки), Ростех ориентируется на то, чтобы человек не просто получил набор релевантных навыков, но и хорошее фундаментальное образование. Именно этот background учит критически анализировать, принимать решения в условиях неопределенности, адаптироваться к любой задаче и не бояться делать выбор.

Как отметила Юлия Цветкова, Госкорпорация предъявляет высокие требования при отборе в вуз и на производство, используя дополнительные критерии и широкую линейку диагностических инструментов. Значительную помощь в этом оказывает Корпоративная академия Ростеха. Высокий уровень специалистов принципиален для Госкорпорации, поскольку она решает жизненно важные вопросы в жизни страны в сфере гражданской и оборонной промышленности. «У нас нет права на ошибку: мы отбираем людей, которые  в полной мере должны соответствовать ценностям Ростеха, специалистов, способных ответить на стоящие перед нами вызовы», – подчеркнула представитель Госкорпорации.

 

Источник

 

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи
или пресс-релизы с ссылками и изображениями.
ritm@gardesmash.com

 

Реклама наших партнеров