Подписка
Автор: 
Михаил Александрович Петров, Московский политех

Движение WorldSkills и аффилированная с ним некоммерческая международная организация WorldSkills International берёт своё начало в далёком 1946 в Испании. Столкнувшись с рядом социальных проблем, вызванных гражданской войной в период с 1936 г. по 1939 г. и последовавшей за ней Второй мировой войной, приводивших к непрерывному ослаблению экономики страны, в том числе из-за нехватки профильных специалистов в рабочих профессиях, а также из-за отсутствия базового образования у молодёжи, руководитель Испанской молодёжной организации Хосе А. Э. Оласо предложил провести национальное соревнование по рабочим профессиям и таким образом обратить внимание общества на подготовку кадров для производства. Начиная с 1950-х годов к соревнованиям последовательно присоединяются участники из Португалии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии, переходя из национального в международный раунд. Поскольку соревнования требовали административного управления, разработки регламента, задания, финансирования и т. д., то в 1953 г. образуется организация, под названием «Международная организация профессионального обучения» (англ. International Vocational Training Organisation, сокр. IVTO). В начале 2000-х годов организация сменила логотип и название на WorldSkills International. На сегодняшний день эта организация насчитывает 85 стран-участниц. С 2012 г. Российская Федерация входит в состав международного движения WorldSkills International, с образованием национального союза «Молодые профессионалы» («ВорлдСкиллс Россия»).

Структурно мероприятия, организуемые союзом, можно представить так. Чемпионат организуется по одной из четырёх веток, три из которых относятся к национальным (среднее техническое образование, вузовское образование, производство) и одна к международному (сборная страны) этапам. Чемпионаты, организуемые по производственной ветке, имеют своё собственное имя и обозначаются, как Hi-Tech. В рамках каждого чемпионата организуются соревнования по компетенциям. Каждой компетенции присваивается свой номер и название.

 

Первый межвузовский чемпионат прошёл с 29 по 30 ноября 2017 г. на площадке павильона № 75 на ВДНХ. Успешным крупным мероприятием университетской ветки стал межвузовский чемпионат 2019 года. В нём приняли участие 70 вузов и более 400 студентов.

 

Отличительной особенностью университетской ветки (University Skills) от ветки рабочих профессий (Vocational Skills) является проверка знаний и умений учащихся университетов по спецификации, составленной по требованиям работодателей реальной отрасли и с уклоном в научно-практическую деятельность. Фактически имеющийся у конкурсанта уровень знаний, соответствующий либо среднему техническому, либо университетскому образованию, проверяется при помощи конкурсного задания, оценка которого проводится группой экспертов-компатриотов по критериям спецификации. Оценка результатов выполнения задания ведётся по аспектам, общее количество которых не менее 75, а общий балл равен 100. Далее балл конвертируется по 500-балльной системе и выстраивается общий рейтинг конкурсантов.

Московский политех

 

Так как по регламенту проведения соревнования сложность задания должна быть такой, что даже эксперту-компатриоту, то есть профессионалу в своей области, будет непросто решить его, то в общем можно сказать, что проведена некоторая стандартизация минимальных требований к знаниям конкурсанта, при этом верхняя планка требований устанавливается экспертным сообществом. С точки зрения глобализации это хороший стандарт, отражающий уровень подготовки специалистов в конкретно взятой стране.
Проверка знаний может проходить не только в формате чемпионатов, число участников которых не соответствует числу выпускников вузов, но и в формате демоэкзамена, который может быть включён в образовательную программу университета. При этом если балльно-рейтинговая система включает в себя разделы по широкому полю проверки знаний и профильных активностей студента в течение семестра, то есть проверяет планомерность работы на длительном отрезке времени, то оценка по аспектам ограничивается объёмом задания, которое выполняется в течение двух-трёх дней соревнования, то есть отражает умение студента работать в заданном промежутке времени.

 

Московский политех активно участвует в движении WorldSkills по многим компетенциям, которые соответствуют разным направлениям подготовки внутри таких факультетов и институтов, как, например, факультет информационных технологий, машиностроения, экономики и управления, Института принтмедиа и информационных технологий и других.

 

С сентября по октябрь 2020 года на площадке Московского политеха прошли отборочные внутривузовские соревнования по стандартам WorldSkills. Среди компетенций были и те, которые непосредственно были связаны с машиностроением и цифровым производством, например, «Аддитивное производство», «Инженерный дизайн CAD» и пилотная компетенция «CAE-инжиниринг». 

 

В соревнованиях по этим компетенциям приняли участие порядка 20 участников. Соревнования проходили на двух площадках, располагающихся на ул. Б. Семёновская и на ул. Автозаводская. Таким образом была замкнута цепочка по подготовке специалистов для выполнения задач по 3D-проектированию, 3D-моделированию и 3D-печати. Участникам соревнований предлагалось решение следующих задач, в зависимости от компетенции: создание 3D-моделей деталей и сборок как по чертежам, так и по результатам измерений ручным мерительным инструментом, разработка 3D-модели детали собственной конструкции, соответствующей граничным условиям, разработка чертежей, получение 3D-модели при помощи оптического сканирования, сравнение размеров твердотельной и полигональной 3D-моделей, преобразование полигональной модели в твердотельную, подготовка управляющей программы (gcode) для 3D-печати прототипа по технологии FFF, определение механических свойств напечатанных деталей, проведение сборки в условиях виртуальной реальности, определение прочности конструкции в условиях статического и динамического нагружений, определение специальных параметров, таких как коэффициент аэродинамического сопротивления или коэффициент вытяжки.

 

Университетская ветка является достаточно молодой и внутри неё ещё многое должно свершиться, быть согласовано и опробована, но уже сегодня она показывает хороший потенциал для развития, а основная цель, равнение на дальний рубеж вектора развития, позволяет каждому учебному заведению выстроить свой образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник знал и понимал, с какими задачами ему придётся столкнуться в будущем по окончанию родного ВУЗа. Соревновательный формат участия не должен пугать и отталкивать, ведь сдача сессии, выполнение проектов на предприятиях и в компаниях также ведётся по графикам и, в чём-то, напоминает увлекательное соревнование!
 

 

Источник журнал "РИТМ машиностроения" № 8-2020

 

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи
или пресс-релизы с ссылками и изображениями.
ritm@gardesmash.com

 

Реклама наших партнеров