Подписка
Автор: 
Татьяна Карпова

С 25 по 30 августа в Жуковском состоялся авиасалон МАКС-2015 — событие, которое одновременно является праздником для всех любителей авиации и важным мероприятием для деловых кругов. Статистика этого года не рекордная, но достойная: 878 предприятий и организаций, из них зарубежных — 151 из 30 стран. Экспозиция была развернута в стационарных павильонах и открытых площадках общей площадью 36 тыс. м2. На открытии присутствовал В. В. Путин и другие высокие гости. Салон посетили 103 официальные делегации из 65 стран. Общее число  посетителей мероприятия — 404 000, в том числе в первые три дня более 66 000 специалистов. С учетом соглашений о сотрудничестве, имеющих инвестиционные обязательства, контракты и сделки МАКС-2015 оценены в 350 млрд рублей. Во время деловой программы обсуждались актуальные вопросы развития авиационно-космической деятельности, новые технологии и материалы, проблемы подготовки персонала. Новация этого года — «День студента», мероприятия которого посетили более 7 000 учащихся высших и средних специальных учебных заведений.
В летной программе приняло участие 90 аппаратов, включая 42 самолета в составе 7 пилотажных групп.
Впервые на статической стоянке и в летной программе концерн Airbus представил новейший пассажирский самолет A-350. Из 133 летательных аппаратов, которые можно было увидеть на статической стоянке, 21 воздушное судно принадлежало Воздушно-космическим силам России.
Журнал «РИТМ машиностроения», работая на авиасалоне уже в пятый раз, отметил еще одну интересную тенденцию, не вошедшую в официальные источники. Увеличилось количество предприятий и компаний  участников, предлагающих технологии и станочное оборудование для авистроителей. И мы не стали бороться с искушением задать этим экспонентам вопросы о том, какие они ставят задачи в рамках данного мероприятия, что демонстрируют и на сколько здесь интересно работать. Ведь, казалось бы, формат авиасалона, прежде всего, направлен на демонстрацию авиасудов.
«Группа СТАН» демонстрировала на авиасалоне сверлильно-фрезерно расточной обрабатывающий центр 800VH-02 производства «НПО Станкостроение» — новую разработку для нижегородского авиационного завода «Сокол», которая полностью заменяет аналоги иностранного производства в данной категории (рис. 1). Для «Сокола» в настоящий момент выполняется заказ на 30 единиц станков, из которых 15 самые тяжелые из производимой номенклатуры. «Наш стенд посетили высокие руководители ОДК, ОАК, VIP делегация с участием президента России В. В. Путина. Все оценили высокий уровень производства отечественного оборудования. В этом году ожидаемая выручка Группы 5 млрд рублей, на следующий год наши планы более амбициозны — 8–10 млрд рублей», — отметил генеральный директор Р. В. Звягинцев.
Многолетний участник авиасалона группа компаний «Лазеры и аппаратура» в этом году сделала упор на ключевых комплектующих оборудования собственной разработки, в том числе координатно-кинематические системах. «Потребители хорошо знают нас как производителя лазерных станков, однако в последнее время повысился интерес и к составным частям, ключевым узлам, что объясняется в первую очередь санкциями и программами импортозамещения. Людям необходима информация о том, что производится у нас в России, каков уровень технологий, которые освоены. И тут нам есть что показать», — пояснила заместитель генерального директора А. Л. Цыганцова «Посетители выставки интересуются оборудованием для лазерной сварки, трехмерной обработки. У нас, например, есть серия установок пятикоординатной обработки СЛС5 для резки и сверления отверстий, которые используются при изготовлении лопаток турбинных двигателей. Кроме того, все приборостроительные предприятия, конечный потребитель продукции которых авиационно-космический сектор, заинтересованы в таких технологиях, как подгонка резисторов,
сварка, прецизионная маркировка».

Рис. 1. ОЦ 800VH-02, «НПО Станкостроение».
На стенде «КОСКО» также говорили об импортозамещении. Фирма предлагает оборудование итальянской компании Bonetti, которая открыла производство ленточнопильного оборудования в России, включая полный цикл от конструкторской документации до сварки и пусконаладки. Все
произведено в России, за исключением нескольких лицензионных частей, но это 5 % стоимости станка. Линейка оборудования российского производства состоит из 8 серий, включая ручные станки с неподвижным столом для распиловки крупногабаритных материалов, для поперечной и продольной резки плит, специализированные станки для различных отраслей.
На стенде «Завода мехатронных изделий» была представлена установка имитации цели. Четырехосевая и двухосевая системы перемещения (ведущая и ведомая) в комбинации осуществляли синхронное движение, демонстрируя возможность ЧПУ управлять 6 осями. Примечательно, что координатная система выполнена на базе модулей линейного перемещения СТМУ-2. Это достойная замена оборудования компаний Bosch Rexroth, THK, Hiwin в рамках программы импортозамещения. Линейные модули из экструдированного алюминия приводятся в движение шарикоинтовой передачей и защищены гофрозащитой. Управление осуществляется высокомоментными сервоприводами СПШ 20 — полностью российская разработка, прямых аналогов которой нет. В корпус двигателя интегрирован преобразователь частоты, датчик позиции вала двигателя, сервоконтроллер и программируемый логический контроллер. CAN интерфейс позволяет управлять сервоприводами по сети, USB — настраивать и программировать сервопривод. Система ЧПУ «СервоКон 2000» собственной разработки и производства выполнена на основе отечественных комплектующих за исключением материнской платы. Одна из важных задач предприятия на «МАКСе» в этом году — встречи с заказчиками, с которыми познакомились на прошлых авиасалонах, чтобы представить новые возможности для решения различных нестандартных проектов.

Компания ПТП «Инструментальная компания» — эксклюзивный дилер канадской Minicut International на авиасалоне представляла высокопроизводительный режущий инструмент для обработки авиационных материалов: титановых сплавов, нержавеющих сталей, жаропрочных сплавов, авиационных алюминиевых сплавов. Компания Soft engineering показывала разработки, связанные с уникальной технологией — лазерно-ультразвуковой профилометрией. Использование многоканальных УЗ антенн обеспечивает сплошной контроль формы поверхности и обнаружение дефектов внутри объекта с микронной точностью. «На авиасалоне нам работать комфортно», — отметили на стенде. «Здесь есть и посетители, и коллеги, с которыми встречались на других выставках и с которым снова назначили встречи для консультаций».
Интересный разговор на тему аддитивных технологий состоялся на стенде немецкой компании SLM Solutions, которая является пионером в создании промышленных 3D принтеров на основе металлических материалов. Аддитивное производство (АП) находит широчайшее применение в различных отраслях. 30 % производимого оборудования идет в авиацию и космонавтику, 30 % в автомобилестроение, 30 % — медицину. В сфере авиастроения пионер и продвинутый пользователь АП — американская компания General Electric Aviation, производящая авиадвигатели. В феврале 2015 года состоялся полет «Боинга-747» с модифицированным двигателем LEAP, в котором 19 топливных форсунок на каждом двигателе изготовлены методом 3D печати. В России аддитивные технологии развиваются  медленнее. Авиаторы в ожидании сертификации материала — порошка. Второй шаг — должна быть сертифицирована сама деталь. Кроме того, у нас не преподают аддитивные технологии как предмет в университетах, не пишут учебных курсов, а для дальнейшего развития нужны квалифицированные кадры. С марта этого года в России создана отрасль аддитивных технологий, что вселяет оптимизм. В последние годы компания SLM Solutions сосредоточивает свои усилия на разработке селективной технологии лазерного плавления. На стенде была представлена система SLM 280 HL, оснащенная двумя волоконными лазерами 400 x 400 Вт и камерой 280х280х350 мм (рис. 2). Система может работать с большим диапазоном металлов и сплавов, имеет открытое программное обеспечение, что позволяет использовать отечественные порошки. Компания SLM Solutions также имеет в своем арсенале единственную в мире производственную модель с мультилазерной системой, состоящей из 4 лазеров 4х400 Вт, и рабочей камерой 500х280х325 мм.

Рис. 2. Система SLM 280 HL.
В экспозиции группы компаний Оstec были представлены решения для печати высокоточных выплавляемых моделей и литейных форм с помощью 3D принтеров. Среди образцов выделялись трехмерные схемы на пластиках (3D-MID), открывающие новые возможности формообразования и миниатюризации электронных устройств. Демонстрировалось также оборудование для изготовления кабеля и жгутов, система оплетения и экранирования жгутов для авиационной и специальной техники, тестовое оборудование, складские системы и другое.
На МАКС-2015 фирма «Диамех 2000» представляла последнюю разработку одной из модификаций балансировочного станка ВМ-050 с программным обеспечением «Сапфир». Многолетняя эксплуатация данного оборудования на авиастроительных предприятиях показала, что предельную точность, которую оно до этого достигало, можно сделать еще выше за счет программного обеспечения и алгоритма обработки сигнала. Новые разработки «Диамех 2000» в авиастроении могут конкурировать с мировыми лидерами в этой области. Более 200 балансировочных станков фирмы работает практически на всех предприятиях ОДК. «Непосредственный контакт со специалистами говорит о том, что зрительное восприятие процесса балансировки и самого балансировочного оборудования позволяет более глубоко разобраться в процессе. И именно на выставке удается встретиться с целым рядом специалистов, доступ к которым в рабочем режиме сильно ограничен в силу их большой занятости. Здесь случайные или запланированные встречи расширяют представление друг о друге», — высказал свое мнение главный конструктор компании В. А. Попов.
Компания «Интеллектуальные робот-системы» демонстрировала технические решения по автоматизации и роботизации производств в области сварки, пайки и газо-термического напыления, в том числе с использованием универсальных сборочных сварочных приспоcоблений собственного производства. На стенде был представлен сварочный робот в комплексе со сварочным столом со специальными прижимами и упорами. На выставке специалисты компании отметили множество новых контактов с техническими службами авиастроительных предприятий.
На обширной экспозиции «Всероссийского института авиационных материалов» можно было ознакомиться с основными направлениями и последними достижениями института в области материаловедения. Кроме того, в рамках деловой программы ВИАМом были организованы II научно-техническая конференция «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники» и пресс-конференция.
В выставке участвовали и другие компании предлагающие оборудование, инструмент, новые технологии обработки и контроля, инжиниринговые услуги, программное обеспечение и др.: Starrag AG, ГК «Финвал», Солдрим, Siemens PLM Software, ООО «Сандвик», Wolfhan, “Искар», «Нева-Технолоджи», технические университеты и другие.
Большинство из опрошенных экспонентов привезли на «МАКС» специальные разработки для авиастроителей. Многие отметили продуктивный диалог с техническими специалистами, а не только имиджевое присутствие. Увеличение количества таких участников и широкий спектр
предлагаемых технологий и оборудования — свидетельство динамики процесса перевооружения в авиастроительной промышленности. Представляется, что организация в рамках авиасалона специального тематического раздела «Технологии авиастроения» уже назрела.
Татьяна Карпова

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи
или пресс-релизы с ссылками и изображениями.
ritm@gardesmash.com

 

Реклама наших партнеров