Подписка

Доктор физико-математических наук Павел Викторович Булат (Санкт-Петербург) прочел курс лекций «Аэродинамика беспилотных авиационных систем и энергетические методы управления подъемной силой и силой сопротивления» для студентов магистратуры «Аэронет» Севастопольского госуниверситета. В дальнейшем занятия продолжатся, в том числе и дистанционно.
Магистратура и открытая в этом году в СевГУ лаборатория «Динамика полета и управление беспилотных авиационных систем» работают в рамках «дорожной карты» «Аэронет» Национальной технологической инициативы.
Павел Булат рассказал о профессиональных перспективах севастопольских магистрантов и совместных проектах ученых СевГУ и Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени маршала Д.Ф. Устинова.

Павел Булат

 

—Какое впечатление на вас произвели наши магистранты? Отличаются ли они от студентов Петербурга?
—Приятно удивили активность и желание узнать что-то новое. Видно, что люди реально хотят что-то изменить в своей жизни и ищут для этого способы. Я занимаюсь с аспирантами уже 15 лет, и меня в первый раз в моей практике после лекции не отпускали два часа, задавали вопросы. Если говорить о первоначальном уровне подготовки, сравнивать, например, с МГУ или «Военмехом», то он ниже, что естественно. Но у нас есть возможность скорректировать курс, подстроиться под потребности студентов и их начальный уровень, благо сейчас существует множество эффективных способов образования и самообразования. Было бы желание учиться. Преподаватель должен показать правильные дороги, а пройти их надо самостоятельно. Так что нормальные студенты.

 

—Вы главный научный сотрудник новой лаборатории СевГУ «Динамика полета и управление беспилотных авиационных систем». Будут ли магистранты принимать участие в ее работе?
—Да, я рекомендовал базовое направление исследований лаборатории. Лаборатория и курс лекций—это неразрывно связанные вещи. Студенты будут привлекаться к работе в этой лаборатории. Одна из целей ее создания—воспитание молодых кадров, причем не рядовых, а специалистов, которые через 3-4 года станут руководителями новой зарождающейся отрасли. Нами поставлены амбициозные цели. Привлечен ученый из Великобритании Петр Денисенко. Это неординарный специалист, экспериментатор, очень яркая личность.

 

—Чем и в каких отраслях станут заниматься наши магистранты, когда станут специалистами будущего?
—Мы постарались сформировать курс таким образом, чтобы он давал не только узкую специализацию по работе с беспилотными летательными аппаратами, но и позволял выпускникам в будущем решать широкий спектр задач. В рамках своего курса лекций я буду проводить практические занятия, на которых мы будем рассматривать аэрокосмический комплекс в целом: и авиационные транспортные системы, и мультимодальные перевозки. Стоит задача, чтобы магистранты получили навык самостоятельного обновления знаний. Если этого нет, то выпускник через два года теряет свою компетентность.
Второй момент: у нас обучение высокоинтерактивное. Я узнал пожелания студентов, и мы уже корректируем план лекций и практических занятий. Это выгодно отличается от тех курсов, которые преподаются в больших университетах: там никто не занимается с каждым студентом индивидуально. Так что у нас прогрессивная методика, напоминающая методику Массачусетского технологического института, который многие годы занимает первое место в мировом рейтинге лучших технических вузов.

 

—Где смогут работать выпускники нашей магистратуры со своими дипломами?
—Где угодно. Это и судостроение, и авиационный комплекс, и сбытовые предприятия «Аэронета», и все что хочешь. Есть заказы на специалистов от конкретных предприятий этих отраслей. В России сейчас профессиональный голод в области «Аэронет». Нет ни разработчиков современных, ни эксплуатантов, ни юристов, никого нет.

 

—СевГУ в рамках совместной работы предоставляет свои полигоны для испытания беспилотников, созданных по технологиям «Военмеха». Планируете ли вы делиться компетенциями с нашими сотрудниками?
—Не просто делиться. Основная идеология создания данных двух лабораторий заключалась в том, чтобы в Крым передавались компетенции, накопленные в «Военмехе» за многие годы, в том числе и при работе с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Чтобы местные специалисты могли работать на экспериментальном оборудовании и проводить научные расследования, осуществлять разработки. В рамках «Аэронета» мы рассматриваем Крым как один из основных опорных регионов. На это повлияла позиция ректора СевГУ—очень прогрессивное желание внедрять новое. Я очень доволен тем, как здесь все быстро развивается.
Тематики севастопольской и петербургской лабораторий взаимосвязаны. Лаборатория в СевГУ делает упор на беспилотники с вертикальным взлетом и посадкой, винты, системы управления, микроэлектронику, динамику полетов, то есть то, что касается эволюции летательных аппаратов при внешних и самых сложных режимах—взлете, посадке. «Военмех» больше ориентируется на разработку двигателей: газотурбинные технологии, ракетные технологии, технологии 3D-печати, термодинамику—все, что связано с энергетикой транспортных средств.

 

—Какие проекты будут совместно разрабатывать лаборатории СевГУ и «Военмеха»?
—Это прежде всего фундаментальные лаборатории. Основная их задача—разработка перспективных опережающих технологий и подготовка кадров, которые этими технологиями владеют, а не создание конкретных изделий. Сейчас в работе два проекта, которые можно назвать учебными или демонстрационными, но они будут иметь и прикладное значение. Во-первых, это беспилотный спасательный корабль—плот, оснащенный подводным беспилотным аппаратом, который будет осуществлять поиск, спасение или обследование утонувших кораблей и других подводных объектов. Кроме того, на этом плоту будет установлена станция базирования беспилотных летательных аппаратов, которые будут обследовать акваторию с воздуха. Они смогут решать самые разные задачи: устанавливать поисковые радиобуи, делать подсветку зоны бедствия при помощи прожектора, доставлять грузы на корабли. Создаются системы посадки на качающиеся палубы.
Второй проект—«Аэротакси». Это транспортное средство, способное летать до 500 км дальности, со скоростью 500 км/час и перевозить четырех людей либо 500 кг груза. Это один из приоритетных проектов «Аэронета».

 

—Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев говорит, что реализовать проект «Аэротакси» будет возможно только при развитии технологии 5G. Это действительно так?
—Действительно технология 5G, поскольку она является системой связи с высокопропускной способностью, позволит летать в поле действия этой системы связи. Но «Аэротакси» будет летать выше, на высоте 5-6 километров, и связи ни 4G, ни 5G нет и не будет. Там стоят гораздо более сложные проблемы. Дело в том, что при использовании классических инновационных технологий на создание такого вот судна надо либо на 40-60% улучшить удельные характеристики силовой установки, либо на 40-60% облегчить конструкцию самого воздушного судна. Ни то, ни другое невозможно даже теоретически, потому что традиционные технологии пришли к своему пределу. И создание «Аэротакси» возможно только при отработке принципиально новых технологий, новых аэродинамических схем, новых силовых установок, созданием которых занимаются наши две лаборатории.

Источник

 

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи
или пресс-релизы с ссылками и изображениями.
ritm@gardesmash.com

 

Реклама наших партнеров