Subscribe
Автор: 
Анатолий Львович Лукьянов, почётный машиностроитель России, зам. генерального директора ЗАО «Липецкий станкозавод «Возрождение»

Политика, экономика, международные отношения, основанные на ограничениях и вызовах в отношении нашей страны, используемые как рычаг давления в критических ситуациях, постоянно ставили и ставят перед станкостроителями задачи реального, быстрого замещения поставок импортных станков на отечественные.

 

Всем известна история со второй очередью автозавода «КАМАЗ» в начале 80‑х, когда в кратчайший срок было необходимо спроектировать, изготовить и запустить в условиях реального производства широкий спектр станков по производству деталей автомобильных двигателей. Десятки заводов‑производителей, смежников, проектных организаций были задействованы в этом процессе — в результате практически на 100% удалось заменить импортные оборудование, детали и комплектующие.

 

Менее известная, но не менее сложная задача — создание комплекса оборудования для производства современных типов поршневых колец автомобильных и прочих двигателей. Принципиальные изменения в конструкции автомобильных двигателей привели к тому, что 100% монополией на выпуск всех видов станков (более 20), по всем технологическим переделам — владела Германия, что ставило нашу страну в крайне сложное положение: монопольные цены на само оборудование, чрезвычайно завышенные цены на запчасти и комплектующие. В соответствии с постановлением Совмина СССР о создании комплекса оборудования для производства поршневых колец и, соответственно, комплектующих изделий к нему Липецкому станкозаводу было поручено создать станок — заменяющий станок-автомат фирмы Reiniker для обработки конусов на торцах поршневых колец. Задача была архисложная по ряду причин:
— завод ранее не производил ничего подобного;
— в стране отсутствовало производство требуемых комплектующих — от специальных подшипников до управляющих контроллеров, и надо было создать их производство.

 

Сложность создания станка была и в том, что выходные параметры кольца зависели от всего комплекса предыдущих операций — станок стоял на финишной операции. В тесном творческом контакте со специалистами заводов — потребителей колец, проектных организаций (Мичуринский, Ставропольский, Одесский и др. заводы поршневых колец, НПО «Кольцо») удалось провести огромный комплекс работ, в результате которого в стране стали производиться новые типы подшипников, направляющих, контроллеров, устройств размагничивания, что дало громадный импульс развития в смежных отраслях и с созданием собственного оборудования позволило прекратить закупку импортных станков этого профиля. До настоящего времени на российских заводах еще немало действующих станков этого назначения ЛШ‑155 — примеров реального импортозамещения.

 

Летом этого года исполняется 95 лет с того момента, как ныне «Липецкий станкозавод «Возрождение», а тогда — «Липецкий механический завод» начал свою деятельность. В 1924 году газета «Липецкая коммуна» (ныне — «Липецкая газета») опубликовала заметку о том, что в здании существовавших с 1916 года, но прекративших свою деятельность в 1918 году авиа-сборочных мастерских группа рабочих-механиков открыла производство сельхозтехники, ремонт паровых двигателей и двигателей тракторов, производство станков по лицензии фирмы Квиквей. Постепенно развиваясь, это производство в 1956 году было реорганизовано в «Липецкий станкостроительный завод», который выпустил с этого момента десятки тысяч различных станков.

 

Нынешний «Липецкий станкозавод «Возрождение» производит широкий спектр высокоточных шлифовальных станков и при наличии инвестиций готов значительно увеличить их выпуск, чему способствуют собственные инновационные разработки.

 

Источник журнал "РИТМ машиностроения" № 4-2019