Автор: 
Зинаида Сацкая

Такое мнение в интервью журналу «РИТМ машиностроения» высказал Валерий Миклашевский, коммерческий директор ООО «Прима Пауэр».

— Вы могли бы сравнить формат job shop у нас и за рубежом?
Джобшоп у нас и за рубежом выглядит примерно одинаково: размеры, функции, возможности — все сравнимо. По крайней мере, в той сфере, которой занимаемся мы. Это компания со штатом пять —
десять человек, которая занимается только обработкой листового материала, имеет оборот 5–10 млн евро, сама ничего не выпускает, делает только то, что приносит заказчик. За рубежом джобшопы, конечно, в разы распространеннее, чем у нас. У нас еще сильны старые советские привычки, когда на заводе нужно иметь свое от танка до болта. Таким руководителям станок не нужен на 24 часа, им достаточно, чтобы он работал 4–8 часов, но был свой, и не хотят заказывать продукцию на стороне. И усиливается ситуация замкнутого круга — одни не хотят связываться с заказами со стороны, другие, не получая большого заказа, не развивают этот бизнес. Я бы не сбрасывал со счетов и наши большие расстояния. В Финляндии, где мы часто бываем, потому что у нас там завод, впечатление такое, что весь малый бизнес сосредоточен в промышленных джобшоперах. Все компании, которые занимаются сборкой чего-либо, получают листовые детали у кого-то из субпоставщиков поблизости просто потому, что там расстояния небольшие, что для изделий из листа очень важно. Ведь листовые детали очень объемные. Нагружать трейлер металлическими ящиками выгодно тогда, когда они уже набиты электрикой и электроникой, потому что стоимость самого ящика в стоимости готового изделия минимальна. А перевозить на большие расстояния воздух в пустых ящиках, экономического смысла нет.

— Чем ваши станки подходят джобшоперам?
Пресловутое соотношение цена – качество, универсальность, низкие эксплуатационные расходы. При практически одинаковых характеристиках наше оборудование будет не намного, но дешевле, чем аналогичное оборудование наших конкурентов.

— Как структурированы ваши потребители? Сколько среди них джобшоперов?
Мы структурируем наших потребителей не по формату бизнеса, а по отраслевым направлениям: лифтовое, торговое и холодильное оборудование, электрошкафы, системы вентиляции. Многие наши клиенты не классические джобшоперы, у них есть своя конечная продукция и есть свободные мощности, которые позволяют им оказывать услуги. В глобальной компании на потребителей-джобшоперов приходится 29 % в общем объеме продаж, в России — 10–15 %, не больше. Это порядка двадцати клиентов, которых можно назвать классическими джобшоперами.

— Что вы можете предложить джобшоперам кроме станков?
Сейчас все больше и больше клиентов присылают не чертеж, а свою объемную модель. Наше программное обеспечение переводит его в чертеж, и вообще наш софт делает программы для гибки, штамповки, лазерной резки, причем как для отдельно взятого станка, так и для любой их комбинации.

— Легко ли купить ваш станок на вторичном рынке?
Легко, хотя мы не занимаемся их продажей. Если нашему сервис-инженеру становится известно, что клиент хочет продать станок, мы сообщаем об этом другому клиенту, и они договариваются между собой.

— Есть ли у вас механизмы финансирования покупателей?
В последние два – три года возможностей финансирования стало больше. В первую очередь это лизинг, и проценты по лизингу сейчас 3–5 %, если в валюте. Так что больших проблем с финансированием я сейчас не вижу.

— Сколько станков стоит у самого большого вашего джобшопера?
Чистому джобшоперу много не нужно — три – пять, не больше. Количество людей и количество денег, которые он получает, не предполагает, что он будет иметь два-три десятка станков. Если больше, то ты не сможешь уделить достаточно внимания каждому своему клиенту. И это главное, чем хорош джобшоп. Ты должен выполнить заказ быстро, в срок при хорошем качестве, поскольку у заказчиков зачастую отсутствует входной контроль и он сразу отправляет деталь на сборку. Джобшоперу доверяют как себе. Рынок не сильно развит, и положение единственного поставщика может привести к снижению качества. Когда производство гибочных станков было перенесено из Финляндии в Италию, то рядом оказалось полдесятка компаний, которые готовы поставить станины. Выбирай — и получишь лучшую цену, лучшее качество, лучшие сроки поставки, да еще потребитель заплатить может после выполнения заказа, а не до, как зачастую у нас. А у нас в стране, боюсь, мы и двух поставщиков не найдем. Идешь к тому, кто есть, и он действует с позиций своего монопольного положения на рынке, диктует удобные ему, а не вам сроки выполнения заказа, предоплату и так далее.

— Как вам видятся перспективы развития джобшопов в России в ближайшей и среднесрочной перспективе?
Я оптимист. Считаю, что перспективы есть, сегмент востребованный, нужен многим. Листообрабатывающее оборудование довольно дорогое, и нет смысла инвестировать полмиллиона евро, чтобы получить комплекс листообрабатывающего оборудования, если оно требуется от случая к случаю. Лучше отдать заказ ближайшему джобшоперу, который выполнит его качественно и в срок.
 

Реклама наших партнеров