Подписка
2017/12/25
В 2017 году МАИ вырвался в лидеры среди столичных вузов по темпам роста выручки от опытно-конструкторских работ для промышленности

Конечно, о Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) невозможно говорить без упоминания о разработках и наиболее перспективных научно-исследовательских проектах. Тем более, что за 2017 год МАИ вырвался в лидеры среди столичных вузов по темпам роста выручки от опытно-конструкторских работ для промышленности. В минувшем году МАИ заключил контракты и выполнил работы на сумму более 2 млрд рублей. И это неудивительно, ведь в копилке МАИ за год прибавилось множество разных изобретений. Самые передовые — в нашем обзоре.

1. Ответ импортозамещению: спутник МАИ покоряет орбиты

 Спутник «Искра-МАИ-85» массой 4 килограмма, подготовленный в испытательном центре МАИ, был успешно выведен на орбиту 14 июля 2017 года на ракете-носителе «Союз-2.1а» в составе космического аппарата (КА) «Канопус-В-ИК». Уникальная маёвская разработка выполнена полностью из отечественных материалов.

Спутник «Искра-МАИ-85» — детище студентов и молодых специалистов Аэрокосмического института МАИ. Главным конструктором аппарата стал Александр Чернышёв, индустриальным партнёром проекта выступил «Научно-исследовательский институт электромеханики» (НИИЭМ).
 Вместе с НИИЭМ маёвцы разработали модуль исследования теплового состояния электронных компонентов магнитного исполнительного органа системы ориентации и стабилизации аппарата. Именно этот модуль в качестве полезной нагрузки использовался во время запуска.

2. «Сердце» из космоса: МАИ создаёт и внедряет двигатели для космических аппаратов различного назначения

В МАИ с успехом создаются и внедряются наиболее применимые в настоящее время типы электрических ракетных двигателей: стационарные плазменные двигатели, высокочастотные ионные двигатели, абляционные импульсные плазменные двигатели. Разработка ведётся в НИИ Прикладной механики и электродинамики МАИ. В последние годы НИИ ПМЭ МАИ — головное подразделение по исследованию, испытанию, проектированию и разработке ЭРД нового поколения. Также НИИ ПМЭ МАИ создаёт их лабораторные и экспериментальные образцы.

Такие двигатели могут выполнять различные задачи. Например, коррекция орбиты космических аппаратов, их довыведение на геостационарную орбиту и другие орбиты со значительным увеличением массы аппарата, полёты космических аппаратов в дальний космос. Кроме того, вот уже несколько лет подряд в МАИ НИИ ПМЭ исследует и разрабатывает высокочастотные ионные двигатели различной мощности.

Новейшие разработки НИИ ПМЭ были представлены на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2017» и вызвали большой интерес у гостей мероприятия.

   

3. МАИ — автор нового поколения композитов и технологий изготовления 3D-принтеров

В лабораториях МАИ группа учёных кафедры 903 «Материаловедение» факультета «Общеинженерной подготовки» в 2017 году разработала новые методы получения материала будущего — композиционной керамики на основе нитрида кремния, или керамокомпозита. Этот материал обладает высокой прочностью, твёрдостью, химической стойкостью и стойкостью к термическому шоку. При этом изделие из нитрида кремния не только весит в разы меньше, чем эквивалентные металлические конструкции, но также обладает недюжинной «стойкостью» ко многим агрессивным средам. В МАИ нитрид кремния используют для изготовления деталей перспективных электроракетных и других типов двигателей.
Вообще спектр применения композитов на основе нитрида кремния, после повышения их технологичности, которой также занимаются в МАИ, очень широк. Композит можно использовать для изготовления различных деталей и агрегатов в машиностроении, авиационно-космической технике, химической промышленности. В МАИ также разрабатывается перспективный 3D-принтер, который сможет работать с новым видом композитного материала.

 

4. «Лучший инновационный проект — 2017» премии «Авиастроитель года» родом из МАИ
Высокой награды удостоилась совместная разработка двух кафедр МАИ — 208 и 908. Научная группа «Электрохимические источники тока» МАИ, в которую вошли Константин Пушкин, Надежда Окорокова, Станислав Севрук и Ариадна Фармаковская, создали перспективный источник электроэнергии для беспилотников и электромобилей. Он экологически чист и сможет легко заменить горючую и взрывоопасную литий-ийонную батарейку.
 Помимо безопасности и экологичности, маёвская разработка в несколько раз дешевле по себестоимости, чем литий-йон, а беспилотник с такой «батарейкой» пролетит гораздо дальше. Кроме того, в МАИ разрабатываются картриджи для моментальной «перезарядки» аппарата. Также устройство сможет работать в условиях низких температур — до 30°С.

5. МАИ создал школу «MaiDroneSchool» и команду МАИ по дронрейсингу «MaiDroneTeam»

 И тот, и другой маёвский проект отправился в успешное плаванье. И это неудивительно, ведь МАИ делает большие ставки на развитие беспилотного направления в своих стенах. Поэтому основание и создание в 2017 году сотрудником кафедры «Проектирование самолётов» МАИ Кириллом Щукиным школы «MaiDroneSchool» и команды «MaiDroneTeam» стало явлением закономерным. Выбор ассоциации «АэроНет» Национальной технологической инициативы в пользу МАИ как базового университета для обучения операторов беспилотников ещё больше укрепило общее мнение о востребованности получения знаний по этой компетенции именно здесь.

Трудно спорить — в МАИ действительно учатся сильнейшие дронрейсеры России, члены команды «MaiDroneTeam». Благодаря своим инженерным талантам и способностям, они могут побеждать в самых престижных конкурсах. Так совсем недавно студент МАИ Александр Кунашук завоевал золотую медаль в компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами» на чемпионате WorldSkills. В школе «MaiDroneSchool» научат пилотировать гоночные коптеры, дроны для видео и фотосъёмки, а также сложных комплексов. Занятия проходят под руководством лучших пилотов России на базе ведущего авиационного вуза. Они подходят для всех и обеспечат вовлечение в занимательное технологическое хобби надолго!

6. В МАИ развивается 3D-школа

Аддитивное производство — одно из самых перспективных направлений в промышленности. По мнению экспертов, скоро детали, изготовленные таким образом, будут активно применяться в авиационно-космической технике. Ряд предприятий уже взяли технологию на вооружение и обкатывают все её возможности.

МАИ есть, что предложить тем, кто хочет научиться создавать 3D-модели и изготавливать их при помощи 3D-принтера. В стенах вуза открылась 3D-школа, где каждый, исходя их своих потребностей, может овладеть навыками этой перспективной работы. Занятия ведутся по двум уровням: базовому и продвинутому, в зависимости от подготовки. Совсем скоро в 3D-школе МАИ стартует следующий этап обучения — профессиональный.

Вернуться к списку новостей

Новости журнала